Краткая презентация
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №30 «Улыбка»
Адаптированная Образовательная программа дошкольного образования (далееПрограмма) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №30 «Улыбка» (далее - ДОО) разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее - Стандарт);
Федеральной образовательной программой дошкольного Образования
(далее – ФОП ДО);
учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к
условиям организации ДОО;
учетом особенностей образовательной организации, региона,
образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников.
Цель Программы:
• обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и
особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей
каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и
интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТНР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР,
в т.ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных
сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
Содержательный
раздел
АОП ДО включает пояснительную
записку и
планируемые результаты освоения АОП
ДО, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к
формированию АОП ДО,
планируемые результаты ее освоения в
виде целевых ориентиров.
АОП ДО включает описание
образовательной деятельности по пяти
образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое
развитие;
художественноэстетическое развитие; физическое
развитие; формы, способы, методы и
средства реализации программы,
которые
отражают
аспекты
образовательной
среды:
предметнопространственная
развивающая образовательная среда;
характер
взаимодействия
со
педагогическим
работником; характер
взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к
миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной
деятельности
по
профессиональной
коррекции нарушений развития
обучающихся (программу коррекционно-
Организационный
раздел
развивающей работы).
Содержательный раздел АОП ДО
включает
описание
коррекционноразвивающей
работы,
обеспечивающей
адаптацию
и
включение
обучающихся с ОВЗ в социум.
Содержательный раздел АОП включает
программу воспитания.
В организационный раздел АОП ДО
включает:
психолого-педагогические условия
реализации Программы;
особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды;
материально-техническое обеспечение
Программы и обеспеченность
методическими материалами и
средствами обучения и воспитания;
кадровое обеспечение;
режим и распорядок дня в возрастных
группах;
календарный план воспитательной
работы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО ФАОП ДО и ФОП ДО Программа состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО
и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
Парциальная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего
школьного возраста» Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
(далее — образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Характеристика
взаимодействия
педагогического
коллектива
воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
с
семьями
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста;
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО;
просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и
образования детей;
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
для решения образовательных задач;
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье и т.п.