Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 «Улыбка»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Протокол № 5
от «30» августа 2024
Распоряжением № 82-Р
от «30» сентября 2024
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный песок»
срок реализации – 1 год
количество учебных часов за год обучения – 56
Составитель: Белякова Ирина Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
д. Кипень
Ломоносовский район
2024 год
Содержание
№
п/п
№
страницы
Наименование раздела
1
Пояснительная записка
3
2
Учебно-тематическое планирование
4
3
Содержание изучаемого курса
5
4
Организационно-педагогические
Программы
5
Планируемые результаты освоения Программы
условия
2
реализации
6
7
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими
словами, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебный песок» (далее Программа) разработана на основе:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года
1726-р);
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
• Рекомендаций по организации образовательной деятельности и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»
(письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года №
191-01-39/06-ГИ).
Основные принципы Программы:
направленность образовательной деятельности на развитие ребенка;
создание доброжелательной, творческой атмосферы;
образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений,
направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в
изобразительной деятельности.
Цель:
стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с
помощью техники рисования песком;
Задачи:
развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей, используя разные
оттенки света и тени;
развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
3
развивать зрительно-моторную координацию, свободное владение кистями обеих рук;
формировать художественно-эстетический вкус.
Актуальность Программы
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной
деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий
специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой
деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития
эстетического восприятия, т.к. тесно связано с самостоятельной и творческой
деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения
техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный
вид творчества позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от
предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в
рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея
техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь,
обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Новизна Программы заключается в применение новой технологии обучения.
Технические элементы рисования:
кулаком,
ладонью,
ребром большого пальца,
щепотью,
мизинцами,
одновременное использование нескольких пальцев,
симметрично двумя руками,
отсечение лишнего,
насыпание из кулачка.
Сроки реализации Программы – 1 год (с октября по апрель включительно), 56 часов (по
2 учебных часа в неделю).
Программа ориентирована на организацию групповой работы с детьми 3-5 лет.
2. Учебно-тематическое планирование
№
Тема
п/п
1 Вводное занятие. Правила безопасности.
Количество
часов
1
2
Рисование песком.
52
3
Свободное рисование. Итоговая диагностика.
3
Итого
56
3. Содержание изучаемого курса
4
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Наименование темы
Вводное занятие
“Волшебство линий. Роспись песком”
Узоры на стекле
Геометрические фигуры
Фруктовый сад
Музыка леса
Морские глубины
Сказочные птицы
Цветы бывают разными
Сказочные герои
Зимний лес
Новогодняя елка
Зимний пейзаж
Морозные узоры на стекле
Прекрасное рядом (по замыслу)
Веселый зоопарк
Разноцветная сказка
Натюрморт
Цветы для мамы
«Звуки природы»
Весенняя капель
Планета Земля
Разные дожди
Травы и цветы
Свободное рисование. Итоговая диагностика.
Итого
Количество
часов
1
3
2
2
2
2
2
1
1
2
4
2
4
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2
1
3
56
Примечание
По желанию детей, вышеприведённые темы могут быть изменены.
Структура занятия
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения
рисовать песком;
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;
3-й – фотографирование "картин", рефлексия.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от
воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной
деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом и с
подсветкой. Для рисования используется специальный песок. В процессе обучения
дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении
деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их
качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка,
выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются
дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или,
убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение,
чувства и мысли.
5
Система оценки результатов освоения Программы
Система оценки результатов освоения Программы состоит из текущего контроля
успеваемости и итоговой диагностики, которая осуществляется на основе планируемых
результатов освоения Программы.
4. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма обучения
Форма
организации
образовательной
деятельности
обучающихся
Организация аудиторных занятий
Продолжительность одного занятия
Структура занятий
Объём нагрузки в неделю
Формы подведения итогов
Взаимодействие с родителями
очная
подгрупповая
(не более 16 человек)
учебное занятие, игра
15 минут (для обучающихся 3 - 4 лет)
20 минут (для обучающихся 4 - 5 лет)
1. Организованное начало.
2. Повторение пройденного.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
1 учебный час
Составление
альбома
лучших
работ.
Проведение выставок работ учащихся.
Представление информации о текущей работе.
Индивидуальные беседы и консультации.
Совместная работа в изготовлении наглядных
пособий.
Проведение открытых занятий (декабрь, май).
Средства обучения
Перечень
оборудования
приспособления)
(инструменты,
материалы,
пластмассовые подносы
стулья
песок для световых столов
песок цветной
шаблоны для рисования цветным песком
Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
Камешки, ракушки,
Перечень технических средств обучения
световые столы
Перечень учебно-методических материалов
ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –
Текст /ЗейцМариеллаМ.: ИНТ,2010-112с.;
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по
креативной терапии. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д. ЗинкевичЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с.;
Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке.
Песочная
6
Количество
20
17
необходимое количество
необходимое количество
необходимое количество
достаточное количество
достаточное количество
9
1
1
1
игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.:
Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т.М. Грабенко,Т.Д.,
Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.
Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/
– О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.
1
1
1
5. Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации Программы обучающийся:
проявляет активность и самостоятельность в изодеятельности;
умеет находить новые способы для художественного изображения;
умеет передавать в работах свои чувства с помощью нетрадиционной техники –
рисования песком.
умеет передавать форму, строение предмета и его частей, используя разные оттенки
света и тени.
7