Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Паутинка 2024-2025 учебный год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 «Улыбка»
ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом
Протокол № 5
от «30» августа 2024

Распоряжением № 82-Р
от «30» сентября 2024

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Паутинка»
срок реализации – 1 год
количество учебных часов за год обучения – 56

Составитель: Сергеева Елена Павловна,
педагог дополнительного образования

д. Кипень
Ломоносовский район
2024 год

Дополнительная общеразвивающая программа

«3-D моделирование»
Кружок «Паутинка»

Программа рассчитана на детей: Дошкольного возраста
Направленность: Художественная, техническая
Уровень программы: Ознакомительный
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1год

Содержание

Раздел №I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
1.5. Организационно-педагогические условия реализации программы
Раздел № II . Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Учебный план
2.3. Расписание занятий
2.4.Тематическое планирование
2.5.Оценочные материалы
Приложение 1. Техника безопасности при работе с 3D ручкой
Приложение 2. Консультация для родителей «Новые способы развить воображение
своего ребенка – 3D ручки

Умейте открывать перед ребенком, в
окружающем мире что-то одно, но
открывать так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед ним всеми цветами
В.А. Сухомлинский
Раздел № I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
3D моделирование – одно из самых популярных направлений, причём занимаются
этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. В наше время
трёхмерной картинкой уже никого не удивишь.
Люди осваивают азы трёхмерного моделирования достаточно быстро и начинают
применять свои знания на практике.

Решающее значение имеет способность к

пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для
чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное
тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность,
пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи
практических занятий.
Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное
воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3Dмоделирования призвано способствовать приобретению соответствующих навыков.
Дополнительная общеразвивающая программа «3D моделирование» посвящена
изучению простейших методов моделирования с помощью 3D ручки.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа
позволит выявить обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в
формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью 3D-ручки. В
процессе создания моделей, обучающиеся научатся объединять реальный мир с
виртуальным, это повысит уровень пространственного мышления и воображения.
Особенностью данной программы является ее практическая направленность,
связанная с получением навыков работы с современным оборудованием – 3 D ручкой.

В ходе обучения ребенок получает основные сведения об устройстве оборудования,
принципах его работы.
В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать задачи
различной сложности, связанные со способами изготовления и сборки моделей с учетом
ограничений той или иной технологии. Занятия строятся по принципу: от простого к
сложному. При общей практической направленности теоретические сведения
сообщаются обучающимся в объеме, необходимом для правильного понимания
значение тех или иных технических требований для осознанного выполнения работы.
Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь краткими
беседами и пояснениями по ходу учебного процесса.
Специально для практической работы подобран ряд моделей, которые позволят
ребенку понять, границы применимости той или иной технологии, понять свойства того
или иного материала. В конце занятия каждый обучающийся изготавливает модель, что
способствует формированию большей заинтересованности в дальнейшей работе.
Нормативное обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
«3D моделирование» составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов и методических рекомендаций:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации;
•

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
•

Методические

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к

письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский
сад №30 «Улыбка».
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
1) формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения.
Данная программа направлена на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в
системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности ребенка.
Отличительной

особенности

данной

дополнительной

программы является:
- Развитие творческого мышления при создании 3-D моделей.

образовательной

- Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания, восприятия,
памяти, мелкой моторики рук.
- Способствует развитию интереса к моделированию и конструированию.
- Прививает навыки моделирования в предложенной среде конструирования.
- Углубление, закрепление и практическое применение элементарных знаний о
геометрических фигурах.
- Вызывает у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при
создании коллективных композиций.
- Анализ результатов и поиск новых решений при моделировании.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста художественнотворческих,

конструктивных способностей в моделировании и изобразительной

деятельности, а также освоение элементов основных навыков по трехмерному
моделированию.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о трехмерном моделировании, назначении,
перспективах развития;
- обучить работать с чертежами;
- создавать простые трехмерные модели;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3D
моделированию с помощью 3D-ручки;
- способствовать развитию творческих способностей;
- способствовать стремлению к непрерывному самосовершенствованию,
саморазвитию;
Воспитательные:
- способствовать развитию настойчивости, гибкости;
- способствовать воспитанию умения работать в коллективе;

Принципы Программы
Обучение осуществляется на основе общих педагогических принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала;
-

принцип

комплексной

реализации

целей:

образовательных,

развивающих,

воспитывающих
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
- принцип наглядности;
- принцип психологической комфортности - создание среды, обеспечивающей снятие
всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
1.3. Содержание программы
Организация

образовательного

процесса

регламентируется

календарным

графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются
образовательным учреждением.
Программа составлена для детей 5-6 лет, её реализация предполагает 7 месяцев
обучения. Программа предусматривает два занятия в неделю, 56 занятий за 7 месяцев.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого
объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25 минут для детей старшей
группы (5-6 лет). В начале занятия обязательно проводится инструктаж по технике

безопасности и пальчиковая гимнастика. В середине занятия

предусматривается

физкультминутка. Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий подбираются с учётом цели и задач, познавательных
интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания
образовательной программы и возраста воспитанников.
Занятия по дополнительной программе проводятся во второй половине дня.
Продолжительность занятия составляет: 25 минут.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить
перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового
метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и
последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования.
Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний
дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника.
Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Разнообразные методы применяются:
1. При знакомстве с 3D ручкой;
2. При изучении шаблонов/чертежей;
3. При обучении пользованием 3D ручкой;
4. При процессе создания готовых моделей 3D ручкой.
1.4. Планируемые результаты
К концу года обучения у детей сложится интерес к изобразительной деятельности,
моделированию и конструированию, положительное эмоциональное отношение к ней,
что позволит детям создавать разнообразные изображения и модели как по заданию, так

и по собственному замыслу, развитие творческого воображения и высших психических
функций.
Воспитанники будут знать:
- основные правила создания трехмерной модели.
-принципы работы с 3D-ручкой;
-способы соединения и крепежа деталей;
-способы и приемы моделирования;
- закономерности симметрии и равновесия.
Воспитанники будут уметь:
- создавать трехмерные изделия реального объекта различной сложности и
композиции из пластика.
Воспитанники усовершенствуют:
-образное пространственное мышление;
-мелкую моторику.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы являются - выставки, участие в конкурсах
1.5. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма обучения
очная
Форма организации образовательной подгрупповая
деятельности обучающихся
(не более 11 человек)
учебное занятие, игра
Организация аудиторных занятий
Продолжительность одного занятия 25 минут (для обучающихся 5 – 6 лет)
1. Организованное начало.
Структура занятий
2. Повторение пройденного.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
Объём нагрузки в неделю
Формы подведения итогов
Взаимодействие с родителями

1 учебный час
Составление
альбома
лучших
работ.
Проведение выставок работ учащихся.
Представление информации о текущей работе.
Индивидуальные беседы и консультации.
Совместная работа в изготовлении наглядных
пособий.
Проведение открытых занятий (декабрь, май).

Средства обучения
Перечень оборудования (инструменты, материалы, приспособления)
Устройство 3-D ручка
стулья
столы
Пластик PLA
Термостойкая пленка на трафарет
Ножницы
Рабочая клеенка на стол
Трафареты для практической работы
Перечень учебно-методических материалов
1.
Лыкова И.А. (В соавторстве с Казаковой Т.Г.). Изобразительное
искусство // Примерная программа воспитания, обучения и развития
детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ИД «Карапуз- дидактика», 2005.
2.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения
и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование
эстетического отношения и художественно-творческое развитие в
изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2009, 2007.
3.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду.
Занятия в изостудии. - М.: Карапуз-дидактика, 2007
4.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для
воспитателя детского сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.,
Просвещение, 1985.
5.
Буске М. «3D Модерирование, снаряжение и анимация в
Autodesk»
6.
Бочков В., Большаков А: «Основы 3D-моделирования»

Количество
11
11
6
необходимое количество
необходимое количество

11
достаточное количество
достаточное количество

1

1

1
1

1
1

2.4.Тематическое планирование Программы
ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 - 6 ЛЕТ)
Месяц

№

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Содержание
занятия

Знакомство с правилами и техникой безопасности
при работе с 3-D ручкой.
Создание композиции по шаблону. Закрепление
3-4 Фрукты, овощи
навыков работы с ручкой.
Создание аппликативной композиции по шаблону:
5-6 Ветка рябины
соединение готовых форм листьев с основой ветки
дерева
Создание аппликативной композиции: соединение
7-8 Осеннее дерево
готовых форм листьев с основой ветки дерева
Создание модели по контуру. Закрепление
1-2 Грибочек
навыков работы с ручкой.
Создание модели дома из геометрических фигур.
3-4 Дом
Развитие пространственного мышления.
Создание модели корзины по шаблону в подарок
5-6 Корзина с цветами
ко Дню матери. Развитие творческого
воображения. Мелкой моторики.
Машинка для мишки Создание модели машины (мальчики), медведь
7-8
(девочки) по готовому контуру, развитие мелкой
моторики, внимания.
Веселый снеговик.
Дифференцирование предметов по величине
1-2
(большой, средний, маленький). Закрепление
навыков работы с ручкой.
Новогодняя елка
Дифференцирование предметов по величине
(большой, средний, маленький). Знакомство с
3-4
треугольной формой. Развитие мелкой моторики
рук, концентрации внимания.
Новогодняя
Создание сюжетной композиции из деталей,
сделанных ранее (новогодние игрушки, елочка,
5-6 открытка
снеговик). Развитие чувства ритма,
пространственного мышления.
Подарок на новый
Создание и изготовление подарочной коробки.
7-8 год
Развитие творческого воображения, внимания,
пространственного мышления.
Снежинка
Создание композиции по шаблону. Закрепление
1-2
навыков работы с ручкой.
Развитие мелкой моторики.
Работа над созданием модели животного на выбор.
3-4. Дикие животные
Развитие мелкой моторики, внимания. Воспитание
чувства прекрасного.
Работа над созданием модели птицы. Развитие
5 Зимующие птицы
мелкой моторики, внимания. Воспитание чувства
прекрасного.
Создание и изготовление модели санок. Развитие
6 Зимние забавы.
творческого воображения, внимания,
пространственного мышления.
1-2

Январь

Тема
занятия
Вводное занятие

Март

Февраль

1-2

3-4

Плыл кораблик по
волнам

5-6

Подарок папе
(медаль).

7-8

Флаг России

1-2

Цветок для мамы

3-4

Украшения для
мамы.

5-6

Подснежники

7-8

Рыбка

1-2

Апрель

Строим башню.

3-4
5
6-7
8

Ракета в космос

Цветущее дерево
Одуванчик
Разноцветная
бабочка.
Что мы можем!

Закреплять представления о геометрической форме
«квадрат». Упражнять в различении
геометрических фигур по цвету, по величине.
Создание модели кораблика на волнах.
Закрепление навыков работы с ручкой. Развитие
пространственного мышления.
Создание модели медали из готовых форм.
Закрепление навыков работы с ручкой.
Создание модели флага на подставке. Закрепление
навыков работы с ручкой.
Создание цветка по шаблону. Развитие
творческого воображения, внимания.
Создание различных украшений по выбору
ребенка. Развитие чувства формы, моторики,
внимания.
Составление трехмерной модели цветка и готовой
композиции. Развитие чувства прекрасного,
внимания, мелкой моторики.
Создание рыбки по шаблону. Развитие мелкой
моторики. Закрепление навыков работы с 3д
ручкой.
Создание трехмерной модели ракеты для
путешествия в космос (кругов, овалов,
треугольников). Развитие творческого
воображения.
Создание трехмерной модели цветущего дерева.
Развитие чувства формы, моторики, внимания.
Составление трехмерной модели цветкаодуванчика с листьями. Развитие мелкой моторики
рук.
Составление трехмерной модели бабочки.
Развитие чувства цвета, ритма, воображения.
Моделирование по замыслу

2.5. Оценочные материалы
Программа включает промежуточную и итоговую аттестацию - мониторинг
достижений дошкольников. Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки
и анализа информации, обеспечивает возможность оценки динамики достижений
детей. В середине и в конце учебного года проводится итоговое занятие, в ходе
которого методом наблюдений определяются навык чтения у детей, результаты
вносятся в технологическую карту.
Оценочные и методические материалы
№
Ф.И. ребенка
п/п

1
2
3
4

Условные обозначения:
«+» - показатель сформирован
«-» - показатель не сформирован

аккуратность
работы

рисование
предметов
различной
формы

пространственн
ое отношение
между частями
предмета

умение
правильно
держать 3-d
ручку,
соблюдать
технику
безопасности
Умение
составлять
симметричную
модель

Умения и навыки

Приложение 1
Техника безопасности при работе с 3D ручкой

1.

Подготовка рабочего места. Перед началом какого-либо занятия

следует очистить рабочие место от лишних вещей и деталей, которые
ухудшат вашу работу и само изделие. Под рукой у вас не должно быть
ничего, что мешало бы производить ювелирную работу, либо что могло бы
испортиться, попади туда капля горячего пластика.
2.

Подключение. При подключении инструмента ваши руки и

сама ручка должны быть сухими, как и поверхность стола. Не держите под
рукой жидкости, которые могут пролиться и привести к короткому
замыканию.
3.

Использование. Основная опасность исходит от нагретого

пластика и внутренней системы. Не прикасайтесь к готовому объекту, пока
не будете полностью уверены, что он остыл. Не трогайте стержень ручки во
время работы или сразу после выключения. Если вы все равно каким-то
образом обожглись, сообщите взрослому.
4.

Чернила. При переходе с одного материала на другой,

обязательно очищайте сопла, когда инструмент остыл и не включен в сеть.
В противном случае – стержень будет забит чернилами, и вы не сможете
полноценно использовать ручку.
5.

Неприятный запах. Если вы почувствовали резкий, неприятный

запах, выключите ручку из сети и положите на твердую ровную
поверхность до выяснения причин поломки. Ни в коем случае не пытайтесь
разобрать инструмент самостоятельно, когда он включен в сеть.

Приложение 2
Консультация для родителей
НОВЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ СВОЕГО РЕБЕНКА —
3D РУЧКИ
Дети обожают рисовать и создавать что-то новое. Маленькие творцы преподносят
родителям одну картину за другой (только успевай складывать их в папки), а в
остальное свободное время постоянно что-нибудь строят: замки из песка на пляже или
башни из кубиков в комнате. Теперь же появилась возможность объединить эти два
навыка и дать свободу детскому воображению. С помощью 3d ручки можно
реализовать свои самые смелые идеи, работа с ней похожа на волшебство. Создать,
украсить и даже починить что-то сломанное – легко! Теперь и невозможное становится
возможным
Принцип работы 3D ручки
Она не только своим внешним видом и названием походит на своего прародителя. Ей,
как и обычным письменным принадлежностям, требуется заправка. Вместо чернил для
этого используются специальные полимерные прутики разных цветов (в большинстве
случаев их базовый набор вы получите при покупке гаджета) - 3д пластик для 3д
ручки. Заправочная нить вставляется в ручку, нагревается до температуры плавления и
выдавливается наружу, а на воздухе сразу застывает. Таким образом и происходит
процесс рисования.
Что ребенок может нарисовать/создать с помощью 3Д ручки
Практически все, что подскажет ему фантазия. Например, это могут быть елочные
игрушки, объемные детали к обычному рисунку, кукольная мебель, любимое животное.
Некоторые из школьных проектов требуют творческого подхода, и здесь тоже может
пригодиться это 3D чудо. Кроме того, производители часто вкладывают в коробку
примеры работ с подробными инструкциями по их созданию. С них можно начинать
изучение 3Д технологий. Дети могут создавать уникальные вещи, используя
разноцветный пластик.

С какого возраста можно приобрести ребенку 3D ручку
Принимая это решение, стоит помнить о нескольких моментах:
Во-первых, рисование в трехмерном пространстве все же требует определенных
навыков. 8-летний ребенок уже способен самостоятельно пользоваться гаджетом и
создавать 3Д рисунки, но лучше это делать под присмотром старших. 6-летний тоже
поймет принцип работы, но при рисовании ему понадобится помощь взрослого.
Во-вторых, не забывайте про безопасность. 3D ручка - это электроприбор, к тому же, с
нагревательным элементом, а значит требует аккуратности. В процессе творчества
ребенок может дотронутся до незастывшей пластмассы или нагретого кончика прибора.
Лишний раз убедитесь, что ваши дети понимают правила эксплуатации 3Д ручки
(полностью о них нужно узнать у производителя).
На что обратить внимание при выборе
Из-за большой популярности 3D ручек растет не только количество их производителей,
но и количество отличий гаджетов между собой. Поэтому при выборе 3Д ручки
обращайте внимание на ее размер (она не должна быть слишком громоздкой, чтобы
легко могла уместиться в детской руке). Ручка может быть проводной или
беспроводной, т.е. работать от аккумулятора. Второй вариант, конечно, намного
удобнее.
Проверьте, не слишком ли сильно нагревается корпус приспособления, потому как у
товаров некоторых производителей есть такой недостаток.
3D ручка - из той категории гаджетов, которые стали популярны почти мгновенно. И
сегодня ясно, что эта популярность не на один сезон. Приобретая такое ноу-хау в
подарок своим детям, вы действительно поднимаете их творческий потенциал на новый
уровень, расширяя границы мировоззрения, шагая в ногу со временем и знакомя с
новыми технологиями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».