Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Читалочка (первый год обучения)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №30 «Улыбка»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом
Протокол №5
от 30 сентября 2024

Распоряжение № 82-Р
от 30 сентября 2024

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Читалочка»
(1-ый год обучения)

возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
срок реализации – 1 год
количество учебных часов за год обучения – 56

Разработчик программы:
Чернышова Анна Валентиновна
педагог дополнительного образования

Д. Кипень
Ломоносовский район
2024

Оглавление
Пояснительная записка .................................................................................................. 2
Учебно-тематическое планирование ............................................................................ 4
Содержание изучаемого курса ...................................................................................... 6
Планируемые результаты освоения программы .......................................................... 9
Организационно-педагогические условия реализации программы .......................... 10
Список использованной литературы .......................................................................... 12

1

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Читалочка» разработана на основе:


Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;



Концепции развития

дополнительного образования

детей (утверждена

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014
года);


Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам.

Актуальность
Дошкольный возраст

—

это период

активного

усвоения

ребенком

разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей
правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный
анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют
звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно
используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из
двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они
овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Программа составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к
букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа предоставляет
систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые
помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и
2

выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также
способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы:
1. Формировать и развивать фонематический слух.
2. Формировать и закреплять правильное произношение звуков родного языка и
соотнесение их с буквенным изображением.
3. Знакомить со слоговой структурой слова.
4. Формировать

умение

правильно

строить

предложение,

использовать

предлоги, распространять предложение.
5. Формировать и развивать звуко-буквенный анализ.
6. Развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас,
прививать любовь и интерес к чтению.
Адресат программы: предназначена для детей 5-6 лет с разным уровнем
речевой готовности.
Срок реализации: рассчитана на 1 год обучения, 56 учебных часов.

3

2. Учебно-тематическое планирование
№

Тема

п/п

Всего
занятий

1.

Вводное занятие «Мир звуков».

1

2.

Гласный звук [а]. Буква А.

2

3.

Гласный звук [о]. Буква О.

2

4.

Гласный звук [у]. Буква У.

2

5.

Гласный звук [ы]. Буква ы.

2

6.

Гласный звук [э]. Буква э.

2

7.

Согласные звуки [л], [л']. Буква Л.

2

8.

Согласные звуки [м], [м']. Буква М.

2

9.

Согласные звуки [н], [н’]. Буква Н.

2

10.

Согласные звуки [р], [р’]. Буква Р.

2

11.

Йотированная гласная [йа]. Буква Я.

2

12.

Йотированная гласная [йу]. Буква Ю.

2

13.

Йотированная гласная [йэ]. Буква Е.

2

14.

Йотированная гласная [йо]. Буква Ё.

2

15.

Гласный звук [и]. Буква И.

2

16.

Звуки [г - г’], [к - к’]. Буквы Г - К.

2

17.

Звуки [д - д’], [т -т’]. Буквы Д - Т.

2

18.

Звуки [в - в’], [ф - ф’]. Буквы В - Ф.

2

19.

Звуки [з - з’], [с - с’]. Буквы З - С.

2

20.

Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х.

2

21.

Звуки [б – б’], [п - п’]. Буквы Б - П.

2

22.

Звуки [ж - ш]. Буквы Ж - Ш.

2

23.

Звуки [ч’ - щ’]. Буквы Ч - Щ.

2

24.

Согласный звук [ц]. Буква Ц.

2

25.

Звук [й]. Буква Й.

2
4

26.

Буква Ь.

2

27.

Буква Ъ.

2

28.

Закрепление пройденного.

2

29.

Итоговое занятие.

1

5

3. Содержание изучаемого курса
№

Тема

занятий

п/п
1.

Всего

Вводное занятие «Мир звуков».
Различение неречевых звуков и звуков человеческой речи.

1

Направление звука. Тембр, сила, интонация голоса.
2.

Звук и буква «А».
Графическое изображение гласного звука «А» (красный

2

квадрат), место звука и буквы в слове (начало, середина и
конец).
3.

Звук и буква «О».
Графическое изображение гласного звука «О» (красный

2

квадрат), место звука и буквы в слове (начало, середина и
конец).
4.

Звук и буква «У». Графическое изображение гласного звука
«У» (красный квадрат), место звука и буквы в слове (начало,

2

середина и конец).
5.

Звук и буква «ы». Графическое изображение гласного звука
«ы» (красный квадрат), место звука и буквы в слове

2

(середина и конец).
6.

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке, место звука

2

и буквы в слове (начало, середина и конец).
7.

Звук «Л» и буква «Л». Написание буквы «Л», чтение слогов.

2

8.

Звук «М» и буква «М», написание буквы «М». Чтение слогов.

2

Графическое изображение звука «М».
9.

Звук «Н» и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов.

2

10.

Звук «Р» и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов.

2

Знакомство с предложением, чтение предложения.
6

11.

Буква «Я». Написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство

2

с твёрдыми и мягкими согласными.
12.
13.

Буква «Ю». Написание буквы «Ю». Чтение слогов, твёрдые
и мягкие согласные.
Буква «Е». Написание буквы «Е». Чтение слогов, твёрдые и

2
2

мягкие согласные.
14.

Буква «Ё». Написание буквы «Ё». Чтение слогов, твёрдые и

2

мягкие согласные.
15.

Буква «И». Написание буквы «И». Чтение слогов, твёрдые и

2

мягкие согласные.
16.

Звуки «Г - ГЬ», «К - КЬ», буквы «Г - К».

2

Написание букв «Г - К». Чтение слогов.
17.

Звуки «Д - ДЬ», «Т - ТЬ», буквы «Д - Т».

2

Написание букв «Д - Т». Чтение слогов, предложения.
18.

Звуки «В - ВЬ», «Ф - ФЬ», буквы «В - Ф».

2

Написание букв «В - Ф». Чтение слогов.
19.

Звуки «З - ЗЬ», «С - СЬ», буквы «З - С».

2

Написание букв «З - С». Чтение слогов.
20.

Звуки «Х - ХЬ», буква «Х».

2

Чтение слогов, слов, предложения.
21.

Звуки «Б - БЬ», «П - ПЬ», буквы «Б - П».

2

Написание букв «Б - П». Чтение слогов.
22.

Звуки «Ж - Ш» и буквы «Ж - Ш». Написание букв «Ж – Ш».

2

Чтение слогов.
23.

Звуки «Ч - Щ» и буквы «Ч - Щ». Написание букв «Ч – Щ».

2

Чтение слогов, стихотворения.
24.

Звук «Ц» и буква «Ц». Написание буквы «Ц».

2

Чтение стихотворения.
25.

Звук «Й» и буква «Й». Написание буквы «Й». Чтение слов,
стихотворения.
7

2

26.

Буква

«ь».

Написание

буквы

«ь».

Чтение

слов,

2

Чтение

слов,

2

Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения.

2

стихотворения, фонетический разбор слов.
27.

Буква

«ъ».

Написание

буквы

«ъ».

стихотворения.
28.

Знакомство с Алфавитом.
29.

Итоговое занятие «Праздник Азбуки».

8

1

4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные знания и умения.
Ребенок будет способен:
 проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
 ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
 понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
 записывать слова, предложения печатными буквами;
 читать слова, предложения, небольшие стихотворения;

Универсальные учебные действия.
Дошкольник научится:
 понимать структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева
направо;
 держать правильно орудие письма;
 выполнять инструкции взрослого;
 обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы,
исправлять свои ошибки;
 проявлять любовь и интерес к чтению.
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего
контроля успеваемости и итоговой диагностики, которая осуществляется на основе
планируемых результатов освоения программы.

9

5. Организационно-педагогические условия реализации программы
Форма обучения

очная

Форма организации

подгрупповая

образовательной деятельности

(не более 16 человек)

обучающихся
Организация аудиторных занятий

учебное занятие, игра, викторина

Продолжительность одного

25 минут

занятия
1. Организованное начало.

Структура занятий

2. Повторение пройденного.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
Объём нагрузки в неделю

1 час

Координация действий с

Преемственность в работе воспитателя и

педагогами

педагога дополнительного образования.
Совместное проведение литературных
викторин. Консультации.

Взаимодействие с родителями

Представление информации о текущей
работе. Индивидуальные беседы и
консультации. Проведение открытых
занятий.

10

Средства обучения

Перечень оборудования

Демонстрационный материал:
Карточки-схемы для работы над словом; наглядное
пособие «Звуковой поезд»; мелкие игрушки; мяч;
касса букв; таблицы.
Раздаточные материалы:
Фишки (красные, синие, зеленые); предметные
картинки; полоски-схемы для работы над словом;
детские книги.

Перечень технических

Ноутбук, проектор.

средств обучения
Перечень учебно-

Е. В. Колесникова «От А до Я»

методических
материалов

11

Список использованной литературы
1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001
2. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания,
разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. Волгоград: Учитель, 2009 - 268 с.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. – М.: Ось – 89, 2001 – 240 с.
4. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: В. Г. Горецкий, В. А.
Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003 - 107 с.
5. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008 -144 с.
6. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.:
Просвещение, 2022 -64с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».