Телевидение и дети
06.12.2024
До 3-4 летнего возраста детей
привлекает лишь движение на экране. Различать реальное и воображаемое им трудно
до 7 лет; с 4 до 7 лет преобладает
идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них
похожими.
После 7 лет они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с
реальностью. Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные
профессионально и соответствующие их возрасту.
Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные для развития ребенка, есть по –
настоящему вредные, а есть нейтральные – бесполезные, но и не приносящие вреда. С самого начала родителям следует договориться с
ребенком о том, какие передачи и сколько раз в неделю он будет смотреть.
Сосредоточьте внимание не на времени просмотра, а на содержании передач. Это
поможет ему ощущать себя участником выбора, а не пассивным зрителем. Что
делать, чтобы ребенок соблюдал правила просмотра? Невозможно постоянно стоять у
ребенка за спиной, особенно когда родители работают. Разумный выход – приучать
их к определенным правилам как можно раньше, пока ребенок еще маленький, тогда
не придется, потом применять «санкции».
Всегда объясняйте ему свою позицию и причины, по
которым вы ограничиваете время просмотра. Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движение. С
3–4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с
7 – 8 они способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных
роликов. Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что такое реклама. 7 – летние
и даже 5 – летние уже вполне способны понять, что вещь не становиться лучше от
того, что ее показали по телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены
большие деньги и теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется
хорошим поводом в простой и понятной форме преподать ребенку первые познания из
области экономики.
Мальчики и девочки 4 – 10 лет смотрят телевизор
в среднем около 2,5 часа в день; 11 – 14 лет – 3 часа в день. Старше 15 лет – 4
часа в день.
Итак,
значит, все – таки вредит? Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему
совершать свою «работу ребенка», в них нет ничего плохого. Важнее не то, что
ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным. Задача
родителей – помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу. И,
возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения нашей культуры,
имеет свою оборотную сторону…
Какие опасности таит в себе просмотр
телевизионных передач?
1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и
образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для
сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему
гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений.
При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а
перевозбуждение.
2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того,
чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует
привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от
неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не
настоящий друг?
Старайтесь не превращать телевизор в участника
семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли
телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки
и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В
этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную
роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно
приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг
совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а
воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам
нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас
обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится
книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда
остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять.
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже
при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Их
воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает
вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным
ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и
межличностные связи вообще.
Дата создания: 06.12.2024
Дата обновления: 06.12.2024
Дата публикации: 06.12.2024