Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №30 «Улыбка»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Протокол № 5
от «30» августа 2024
Распоряжением № 82-Р
от «30» сентября 2024
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Читалочка» (2-ой год обучения)
срок реализации – 1 год
количество учебных часов за год обучения – 56
Разработчик программы: Чернышова Анна Валентиновна
педагог дополнительного образования
Д. Кипень
Ломоносовский район
2024 год
Оглавление
Пояснительная записка .................................................................................................. 2
Учебно-тематическое планирование ............................................................................ 5
Содержание изучаемого курса ...................................................................................... 7
Планируемые результаты освоения программы ........................................................ 14
Организационно-педагогические условия реализации программы .......................... 15
Список использованной литературы .......................................................................... 17
1
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Читалочка» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепции
развития
дополнительного образования
детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014
года);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам.
Актуальность
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего
последующего образования. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у
которых выявляются нарушения чтения и письма. Дети испытывают трудности в
осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, путают
их, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и
снижению
уровня
понимания
прочитанного.
Несовершенство
зрительного,
пространственного и фонематического восприятия затрудняет усвоение знаний.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается,
прежде всего, в идее обучения чтению, как эффективного средства умственного и
психического развития ребенка - дошкольника. Обучение чтению дошкольников –
это важный этап на пути подготовки к школе, так как читающие дети легче и быстрее
усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в
начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях,
что
позволяет
им
показывать
хороший
2
уровень
знаний
и
умений.
Последовательность
изучения
букв
алфавита
предлагается
по
«Букварю»
Е.Косиновой – это незаменимый помощник в работе с детьми старшего
дошкольного возраста. Особый порядок букв раскроет им секрет "трудных" звуков,
поможет научиться читать и понимать смысл прочитанного. Приобретенные умения
и навыки позволят в дальнейшем избежать грубых ошибок на письме. Во время
обучения дети смогут поиграть, узнают много нового и интересного об окружающем
мире, приобретут навыки коммуникативного общения, обогатят свой словарный
запас. Специальные упражнения будут способствовать развитию памяти и
внимания,
формированию языкового
чутья,
познавательной и творческой
активности.
Цель программы: обучение детей сознательному, правильному, плавному
чтению на уровне возможностей каждого ребёнка.
Задачи программы:
1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с
постепенным переходом к чтению целыми словами, далее развивать навыки
чтения целыми предложениями.
2. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из
него заданные звуки.
3. Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные.
4. Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в
конце).
5. Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный круг,
твёрдые согласные – синий круг, мягкие согласные – зеленый круг.
6. Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово»,
«предложение».
7. Способствовать развитию графических навыков.
3
8. Развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас,
прививать любовь и интерес к чтению.
Программа ориентирована на организацию групповой работы с детьми 6-7 лет.
Срок реализации: рассчитана на 1 год обучения, 56 учебных часов.
2. Учебно-тематическое планирование
4
№
Тема
п/п
Всего
занятий
1.
Вводное занятие «Мир звуков».
1
2.
Гласный звук [а]. Буква А.
1
3.
Гласный звук [у]. Буква У.
1
4.
Гласный звук [и]. Буква И.
1
5.
Гласный звук [о]. Буква О.
1
6.
Гласный звук [ы]. Буква ы.
1
7.
Согласные звуки [м], [м']. Буква М.
2
8.
Согласные звуки [н], [н']. Буква Н.
2
9.
Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х.
2
10.
Согласные звуки [к], [к’]. Буква К.
2
11.
Согласные звуки [т], [т’]. Буква Т.
2
12.
Согласные звуки [п], [п’]. Буква П.
2
13.
Согласные звуки [в], [в’]. Буква В.
2
14.
Согласные звуки [г], [г’]. Буква Г.
2
15.
Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б.
2
16.
Согласные звуки [д], [д’]. Буква Д.
2
17.
Йотированная гласная [йэ]. Буква Е.
1
18.
Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф.
2
19.
Согласные звуки [с], [с’]. Буква С.
2
20.
Согласный звук [й]. Буква Й.
1
21.
Согласные звуки [з], [з’]. Буква З.
2
22.
Согласные звуки [л], [л']. Буква Л.
2
23.
Согласный звук [ш]. Буква Ш.
2
24.
Согласные звуки [р], [р’]. Буква Р.
2
25.
Согласный звук [ж]. Буква Ж.
2
26.
Йотированная гласная [йо]. Буква Ё.
1
5
27.
Согласный звук [ц]. Буква Ц.
2
28.
Йотированная гласная [йа]. Буква Я.
1
29.
Согласный звук [ч’]. Буква Ч.
2
30.
Гласный звук [Э]. Буква Э.
1
31.
Согласный звук [щ’]. Буква Щ.
2
32.
Йотированная гласная [йу]. Буква Ю.
1
33.
Буква Ь.
1
34.
Буква Ъ.
1
35.
Закрепление пройденного.
1
36.
Итоговое занятие «Праздник Азбуки».
1
3. Содержание изучаемого курса
6
№
Тема
занятий
п/п
1.
Всего
Вводное занятие «Мир звуков».
Различение неречевых звуков и звуков человеческой речи.
1
Направление звука. Тембр, сила, интонация голоса.
2.
Гласный звук [а]. Буква А.
Знакомство с буквой А. Выделение звука [а] в ряду гласных
1
звуков, слогов со звуком [а]. Подбор слов, начинающихся со
звука [а].
3.
Гласный звук [у]. Буква У.
Знакомство с буквой У. Подбор слов со звуком [у].
1
Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов уа, ау.
4.
Гласный звук [и]. Буква И.
Знакомство с буквой И. Выделение звука [и] в ряду гласных
1
звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком [и]. Анализ
ряда из 2, 3 гласных звуков.
5.
Гласный звук [о]. Буква О.
Выделение начального и последнего звука в словах.
1
Знакомство с буквой О. Упражнения в составлении и чтении
слогов и слов из букв разрезной азбуки.
6.
Гласный звук [ы]. Буква Ы.
Определение наличия звука [ы] в словах. Угадывание
1
гласного звука по беззвучной артикуляции.
Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов и слов по таблицам.
7.
Согласные звуки [м], [м’].
Произношение звуков [м], [м’] в словах различной звукослоговой структуры. Отбор картинок со звуком [м] и [м’].
Различение на слух длинных и коротких слов. Понятие
«гласные и согласные звуки».
7
1
8.
Буква М.
Первый и последний звук в словах. Гласные звуки всловах.
1
Знакомство с буквой М. Чтение слогов и слов по таблицам.
9.
Согласные звуки [н], [н’].
Дифференциация звуков на слух и в произношении.
1
Выделение звуков [н], [н’] в ряду звуков, слогов, слов.
Самостоятельный подбор слов со звуком [н].
10.
Буква Н.
Отбор картинок со звуком [н] и [н’]. Определение места
1
звука [н] в словах.
Знакомство с буквой Н. Составление и чтение слогов и слов
из букв разрезной азбуки.
11.
Согласные звуки [х], [х’].
Произношение звука [х] в словах различной звуко-слоговой
1
структуры. Подбор слов со звуком [х] и [х’].
12.
Буква Х.
Место звука [х] в словах. Знакомство с буквой Х. Чтение
1
слогов и слов по таблицам.
13.
Согласные звуки [к], [к’].
Различение звуков на слух и в произношении. Выделение
1
первого и последнего звука в словах.
14.
Буква К.
Определение места звука [к] в словах. Знакомство с буквой
1
К. Чтение обратных и прямых слогов по таблицам.
15.
Согласные звуки [т], [т’].
Выделение звуков [т], [т’] в ряду звуков, слогов, слов.
1
Подбор слов со звуком [т] и [т’].
16.
Буква Т.
1
8
Знакомство с буквой Т. Определение места звука [т] в словах.
Чтение слогов и слов по таблице.
17.
Согласные звуки [п], [п’].
Различение звуков на слух и в произношении. Выделение
1
первого и последнего звука в словах.
18.
Буква П.
Знакомство с буквой П. Упражнения с разрезной азбукой:
1
составление и чтение слогов и слов.
19.
Согласные звуки [в], [в’].
Выделение звуков [в] и [в’] в ряду звуков, слогов, слов.
1
Подбор слов со звуком [в]. Анализ прямых и обратных
слогов, слов несложной звуковой структуры.
20.
Буква В.
Знакомство
с
буквой
В.
Большая
буква
в
начале
1
Различение звуков на слух и в произношении. Выделение
1
предложения. Чтение по таблице слогов и слов.
21.
Согласные звуки [г], [г’].
звука [г] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком
[г] и [г’].
22.
Буква Г.
Место звука [г] в словах. Знакомство с буквой Г. Большая
1
буква в начале предложения. Чтение слогов и слов по
таблицам.
23.
Согласные звуки [б], [б’].
Различение звуков на слух и в произношении. Выделение
1
звуков [б] и [б’] в ряду звуков, слогов, слов.
24.
Буква Б.
Анализ слогов и слова. Знакомство с буквой Б. Упражнения
с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.
25.
Согласные звуки [д], [д’].
9
1
Различение звуков на слух и в произношении. Выделение
звука [д] в ряду звуков, слогов, слов. Выделение первого и
1
последнего согласного звука в словах, определение гласных
звуков в этих словах.
26.
Буква Д.
Определение места звука [д] в словах. Знакомство с буквой
1
Д. Большая буква в именах собственных.
27.
Буква Е.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в
1
слогах и в словах.
Знакомство с буквой Е. Чтение обратных и прямых слогов,
слов.
28.
Согласные звуки [ф], [ф’].
Выделение звуков [ф] и [ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
1
Анализ слов несложной звуковой структуры.
29.
Буква Ф.
Знакомство с буквой Ф. Упражнения с разрезной азбукой.
1
Чтение слогов и слов по таблицам.
30.
Согласные звуки [с], [с’].
Выделение звуков [с] и [с’] в ряду звуков, слогов, слов.
1
Анализ прямых и обратных слогов, двухсложных слов.
31.
Буква С.
Определение первого и последнего звука в словах.
1
Знакомство с буквой Б. Упражнения с разрезной азбукой.
Чтение слогов и слов по таблицам.
32.
Звук [й]. Буква Й.
Произношение звука [й] изолированно и в сочетаниях
звуков. Дифференциация звуков Й – Ль. Знакомство с буквой
Й. Чтение слогов и слов.
33.
Согласные звуки [з], [з’].
10
1
Подбор слов со звуками [з], [з’]. Анализ прямых и обратных
1
слогов, слов несложной звуковой структуры.
34.
Буква З.
Место звуков [з], [з’] в словах. Знакомство с буквой З.
1
Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по
таблицам.
35.
Согласные звуки [л], [л’].
Звуки [л] и [л’] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со
1
звуками [л], [л’]. Анализ прямых и обратных слогов, слов
различной звуковой структуры.
36.
Буква Л.
Место звуков [л], [л’] в словах. Знакомство с буквой Л.
1
Большая буква в именах собственных.
37.
Звук [ш].
Произношение звука [ш]. Подбор слов со звуком [ш]. Анализ
прямых и обратных слогов, слов различной звуковой
1
структуры.
38.
Буква Ш.
Произношение звука [ш] изолированно и в сочетаниях.
1
Упражнения с разрезной азбукой. Чтение по таблице,
индивидуальным карточкам слогов и слов.
39.
Согласные звуки [р], [р'].
Произношение звука [р]. Подбор слов со звуком [р]. Анализ
1
прямых и обратных слогов, слов различной звуковой
структуры.
40.
Буква Р.
Определение места звука [р] в словах. Знакомство с буквой
Р. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение по таблице,
индивидуальным карточкам слогов и слов.
41.
Звук [ж].
11
1
Произношение звука [ж]. Подбор слов со звуком [ж]. Анализ
1
прямых и обратных слогов, слов различной звуковой
структуры.
42.
Буква Ж.
Определение места звука [ж] в словах. Чтение по таблице,
1
индивидуальным карточкам слогов и слов.
43.
Буква Ё.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в
1
слогах и словах.
Знакомство с буквой Ё. Составление слов из букв разрезной
азбуки.
44.
Звук [ц].
Подбор слов со звуком [ц]. Анализ прямых и обратных
1
слогов, слов различной звуковой структуры.
45.
Буква Ц.
Определение места звука [ц] в словах. Чтение слогов и слов
1
по таблице, индивидуальным карточкам.
46.
Буква Я. Дифференциация твердых и мягких согласных
звуков в слогах и словах.
1
Знакомство с буквой Я. Чтение обратных и прямых слогов,
слов.
47.
Звук [ч’].
Произношение звука [ч’]. Выделение звука [ч’] в ряду
1
звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, слов
различной звуковой структуры.
48.
Буква Ч.
Определение места звука [ч’] в словах.
Знакомство с буквой Ч. Чтение слогов и слов по таблице,
индивидуальным карточкам.
49.
Буква Э.
12
1
Выделение звука [э] в ряду звуков, слогов, слов. Знакомство
1
с буквой Э. Анализ прямых и обратных слогов, слов
различной звуковой структуры. Чтение слогов и слов.
50.
Звук [щ].
Произношение звука [щ]. Анализ прямых и обратных слогов,
1
слов различной звуковой структуры.
51.
Буква Щ.
Определение места звука [щ] в словах. Знакомство с буквой
1
Щ. Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным
карточкам.
52.
Буква Ю.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в
1
слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ю.
Составление слов из букв разрезной азбуки.
53.
Буква Ь.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в
1
слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ь.
Составление слов из букв разрезной азбуки.
54.
Буква Ъ.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в
1
слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ъ.
Составление слов из букв разрезной азбуки.
55.
Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие
согласные звуки. Обозначение мягкости согласных буквами
1
Е, Ё, Ю, Я, И, Ь. Схемы слов. Чтение коротких текстов.
56.
Итоговое занятие «Праздник Азбуки».
13
1
4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные знания и умения.
Ребенок будет способен:
слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
понимать разницу между звуком и его оформлением на письме;
различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, звонкие
и глухие звуки;
ставить правильно ударение в словах;
читать правильно и плавно по слогам с переходом к чтению целыми
словами;
составлять правильно слоги всех видов и слова простой структуры;
составлять
простые
предложения
и
интонационно
правильно
проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).
Универсальные учебные действия.
Дошкольник научится:
понимать структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева
направо;
держать правильно орудие письма;
выполнять инструкции взрослого;
обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы,
исправлять свои ошибки;
проявлять любовь и интерес к чтению.
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего
контроля успеваемости и итоговой диагностики, которая осуществляется на основе
планируемых результатов освоения программы.
14
5. Организационно-педагогические условия реализации программы
Форма обучения
очная
Форма организации
подгрупповая
образовательной деятельности
(не более 16 человек)
обучающихся
Организация аудиторных занятий
учебное занятие, игра, викторина
Продолжительность одного
30 минут
занятия
1. Организованное начало.
Структура занятий
2. Повторение пройденного.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
Объём нагрузки в неделю
1 час
Координация действий с
Преемственность в работе воспитателя и
педагогами
педагога дополнительного образования.
Совместное проведение литературных
викторин. Консультации.
Взаимодействие с родителями
Представление информации о текущей
работе. Индивидуальные беседы и
консультации. Проведение открытых
занятий.
Средства обучения
Перечень оборудования
Демонстрационный материал:
Карточки-схемы для работы над словом; наглядное
пособие «Звуковой поезд»; мелкие игрушки; мяч;
касса букв; таблицы.
15
Раздаточные материалы:
Фишки (красные, синие, зеленые); предметные
картинки; полоски-схемы для работы над словом;
детские книги.
Перечень технических
Ноутбук, проектор.
средств обучения
Перечень учебнометодических
Е. М. Косинова «Букварь»
Е. М. Косинова «Рабочая тетрадь»
материалов
16
Список использованной литературы
1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001
2. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания,
разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. Волгоград: Учитель, 2009 - 268 с.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. – М.: Ось – 89, 2001 – 240 с.
4. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: В. Г. Горецкий, В. А.
Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003 - 107 с.
5. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008 -144 с.
6. Косинова Е. М. Букварь: учебное пособие. М: Махаон, 2020.
7. Косинова Е. М. Рабочая тетрадь Пишем вместе с логопедом.- М.:Махаон,
2022.
17